Рисование - это только
возможность легко и доступно
прикоснуться каждому из
Вас к ТВОРЧЕСТВУ

ФОРУМ

подписка

подписаться на новости...

Вести из Казани

«Творческий дом»

Семейной Мастерской Тарасовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейная история
Светлана Осеева

Сказка о красках
А также любви, чудесах и вере в себя

Дмитрий и Галина Тарасовы учат людей рисовать. Такая у них необычная профессия, точнее призвание. Они уверены, что каждый человек – художник и каждый при желании может раскрыть свой талант и стать от этого лучше, добрее и счастливее. И доказывают это собственным примером.

О мальчике с твердой рукой


Жил-был мальчик Дима. Как любой ребенок он рисовал карандашами и красками и получал от этого искреннее удовольствие. Когда его папу военного перевели на очередное место службы, он увидел, как рисует соседка по квартире. Соседка была взрослой, уже закончившей художественную школу и даже кажется академию тетей. Рисовала она красиво и мальчик Дима попросил его научить рисовать также. Тетя согласилась попробовать, дала Диме карандаш бумагу и попросила провести прямую линию. Оценив результат, тетя вздохнула: "Вряд ли у тебя получиться рисовать, у тебя рука твердая". Так мальчик Дима понял, что никогда не сможет стать художником.
- К счастью, она ничего не сказала насчет моей лепки, - смеется Дмитрий. – Поэтому лепить я не перестал и очень этим увлекался, сам научился лепить из глины, гипса, даже с металлом работал. А вот рисовать больше не рисовал. Наброски делал, конечно, но с красками не работал.
Когда Дима закончил школу, семья уже жила в Ленинграде. Выбирая куда поступать, Дима пошел в Мухинское училище.
- Сперва мне очень понравилось. И сами помещения прекрасные, и как все оборудовано замечательно, и студенты с горящими глазами. Захотелось быть среди них. Но потом увидел, что почему-то глаза горят только у первокурсников-второкурсников, а чем ни старше студент – тем он как-то скучнее. А когда зашел в мастерскую к скульпторам, я ведь к ним собирался, и увидел, что там изучают студенты-четверокурсники. Я уже это все умел, и делал. В общем, ушел я оттуда и пошел в армию.
Там то Дима взял в руки кисть. Узнав, что рядовой Тарасов имеет художественный таланты, политрук поручил ему расписать стену в Ленинской комнате.
- Так как это позволяло избежать многих неприятных заданий и работ, я, конечно, согласился. Стена была большая, чего и как делать я не знал. Но было поручение – нарисовать Куликовскую битву. Нашел в библиотеке, в какой-то энциклопедии картину и начал ее перерисовывать. Постепенно работа увлекла, да так сильно, что в какой-то момент я даже начал ощущать тех людей, что рисую. Казалось, я знаю, что они чувствовали, стоя там в ожидании врага и зная, что пути назад нет, что за спиной жены, дети, которых надо защитить.
Свое Куликовское сражение Дмитрий выиграл и стал "главным художником" всего гарнизона. Расписывал стены, делал стенгазеты, оформлял дембельские альбомы.
Когда служба закончилась, Дима вернулся домой, только не в Ленинград - Петербург, а в Пермь.
- Пермь я сам сделал своим домом. Еще до армии, я вступил в Ведическое общество, благодаря которому много поездил по стране. Так попал в Пермь, и как-то сразу почувствовал - это мой город, я здесь буду жить. После армии туда и поехал. Родители, конечно, долго протестовали. Не совсем же нормально, из Питера в Пермь, а не наоборот. Я некоторое время в Перми просто бездомничал, под деревом жил в лесочке, но мне там было хорошо.
Постепенно Дмитрий обживался в любимом городе, обзаводился друзьями, с которыми облазил все местные леса и горы, продавал свои картины, зарабатывая на хлеб насущный.
- Это был интереснейший опыт, который мне многое дал. Рисовал маленькие картинки, в основном пейзажи, и торговал ими как говорится "на панели". И тогда понял простую истину, художник себя оценить не может. Тебе картина кажется неудачной, но вдруг именно она кому-то так нравиться, что ее покупают. Если ты что-то нарисовал, значит это кому-то надо. И, рисуя, ты не только меняешь себя, ты меняешь мир вокруг. Стоишь на улице с картинами, мимо идут люди - мрачные, усталые, озабоченные, их взгляд скользит мимо, и вдруг цепляется за какую-то твою картину, и человек улыбается, и меняется его взгляд, его лицо.
Однажды, сосед по комнате увидел, как Дима рисует свои "картинки". Как-то очень легко, быстро, просто. Слово за слово, и вот уже сосед под руководством Димы впервые после детского сада берет в руки кисть. И, что самое удивительное, у него начинает получаться – и горы, и небо, и солнце на закате. Потихоньку Дима приобретает славу "гуру", который за несколько дней любого может научить рисовать.

О девочке, не умевшей рисовать яблоки


В те же годы в городе Перми жила-была девочка Галя. Хорошая бойкая девочка, которая, как и все девочки любила рисовать. Когда девочка Галя пошла в школу, она очень радовалась, что есть такой предмет как рисование. Потому что ей очень хотелось научиться рисовать красиво-прекрасиво. На первом же уроке всем задали нарисовать дома яблоко. И Галя очень старалась - она рисовала яблоко целых четыре часа. И получила за него три с минусом.
- У меня был шок. Три с минусом, это же практически два. За что? Я же так старалась. И после этого решила, что раз так, рисовать больше не буду. Что самое интересное, больше и не рисовала. Всегда умудрялась как-то извернуться так, что бы за меня нарисовал кто-нибудь другой. Можно сказать, благодаря учительнице рисования я перестала рисовать, зато стала настоящим предпринимателем. Представляете, столько лет – рисование и черчение, которое тоже она вела, ни разу не сделать самой, при этом исправно получать пятерки.
Предприимчивость Галине пригодилась. В 90-е годы она начала организовывать в Перми филиалы столичных вузов, проводила различные мероприятия с участием известных психологов и ученых, у которых и сама многому научилась. Однажды от знакомых услышала о таком чудодее, который всех учит рисовать. И решила сходить – попробовать.
Встречу Димы и Гали не ознаменовали раскаты грома и стрелы амура в сердце. Как они говорят, все было обычно и просто, и, вообще, "это личное, про это мы не будем". Но как-то трудно уже представить их по отдельности. Дима – философ, плавные движения и мягкий голос, улыбчивый и спокойный. Галя – деятель, энергия, бьющая ключом и вечное движение, быстрая речь и куча интересных историй в запасе. Идеальный тандем. Дима – творец и учитель, Галя – продюсер и психолог.
- Мы и курсы проводим вместе гораздо лучше, - говорит Дима. – Я когда учил один, получалось, что мои ученики становились как бы моими "клонами". То, чему научил – рисуют, а дальше – никак. Я хороший "транслятор" творческой энергии, но вот помочь преодолеть свои комплексы, поверить в себя – не мог. А Галя может.
- Я просто сама через все это прошла. Диме – не понять. Он человек с изначальной уверенностью в себе. У него всегда все хорошо. Я же девочка с детской травмой. Когда училась рисовать, прошла все этапы. И то, что никогда не получится, и то, что получается, но не так как надо. Долгое время стеснялась, работы свои никому не показывала, и так далее и тому подобное. Поэтому, работая с группой, я вижу таких же людей, как я. И могу помочь им поверить в себя, раскрыть свой талант.
Автор этих строк на личном опыте испытал методику Тарасовых. Лично убедилась – рисовать приятно, рисовать полезно, а главное – рисовать можно. После двух дней тренинга я, конечно, не могу составить конкуренцию Шишкину или Айвазовскому, но нарисованные мной леса, горы, реки и облака весьма превзошли все предыдущие опыты. А какое удовольствие смешивать краски, и видеть как из хаотичных "тычков, мазков и волчков" образуются фантастические преимущественно, но от этого не менее прекрасные, пейзажи. Главное же – это переход от недоверчивого "не выйдет" к удивленному "ну надо же", от регулярно звучавшего буквально из уст каждого участника тренинга тоскливого "не получилось, не похоже " к ликующему "а мне нравиться, смотрите как красиво".
- На самом деле, главное поверить в себя, открыть в себе что-то новое, - признается Дмитрий. – Рисование – это скорее побочный эффект. Каждый человек – творец, у каждого есть потребность самовыражаться, каждый может развить в себе таланты, развить свое правое полушарие, стать более эмоциональным. Но нас обнесли флажками "не умеешь, не сможешь, этому надо 10 лет учиться". Не надо 10 лет учиться, чтобы рисовать, танцевать, петь. И если делать это от всей души – это будет прекрасно, не смотря на незнание теории, методики и истории искусств. Это тоже вещи полезные, и, если человек увлечен по-настоящему, он к этому придет, и прочитает, и изучит. Но главное – это душа, которую вкладываешь в то, что делаешь.

О талантливых взрослых и гениальных детях


То, что талантлив каждый, семья Тарасовых верит свято. Просто большинство в детстве тем или иным способом получило "три с минусом" за "художества" и поверило, что таланта нет. Но в любом возрасте не поздно отрыть заратые таланты, на курсы к Тарасовым приходят и дети и взрослые, молодые и старые, домохозяйки и министры, жители разных городов и разных стран.
- У нас даже буддийские монахи были, - смеется Галина. – Приезжали к нам в Пермь делать мандалу. Вечером, уже практически ночью, у нас дома, уставшие – тяжелый труд из песка делать мандалу – попросили показать, как мы учим. И мы провели экспресс-курс, практически без слов – переводчик умаялся и заснул. Но они с таким увлечением занимались. Рисовали горы, свои Гималаи. Это надо было видеть.
Из интересного еще вспоминают работу с группой американцев, прибывших "обмениваться опытом" к пермским педагогам.
- Их к нам привезли показать "местную достопримечательность", - улыбается Дмитрий. – Нам тоже было интересно посмотреть, как на нашу методику среагирую американцы. Очень интересные наблюдения, с одной стороны, им требовалось гораздо больше времени, чем нашим, на освоение простых каких-то вещей. С другой стороны, они гораздо сильнее реагировали на слова о любви, вообще, больше эмоций выдавали. А главное, в чем я им позавидовал, совершенно искренне и от всей души, поддерживали друг друга. Нарисовал кто-то через полчаса загогулину, которую наш человек обычно через 5 минут сделает и спрячет, чтоб никто не видел эту "стыдобу", а он гордится искренне, и все ему искренне хлопают, хвалят. Нам бы такую уверенность в себе, такое внимание к творчеству своему и чужому.
Но больше всего Галина и Дмитрий любят рассказывать о своей работе с детьми. И честно признаются, детей мы не учим, мы у них учимся.
- Еще когда я только начинал учить, наш Районный центр профессиональной переподготовки предложил мне позаниматься с детьми. Я согласился, сначала все шло хорошо. Позанимался с детишками 7-8 лет, с подростками. И тут, случилось то, к чему я никак не был готов – группа детей 2-2,5 лет. Я попытался с ними позаниматься, как со всеми другими. В первые же 5 минут детишки тихо расползлись по разным углам. Поняв, что я не знаю, что с ними делать, решил, что придется от этой работы отказаться. Но время занятия же надо как-то отсидеть. С чистой совестью человека, уже практически уволенного, начал просто рисовать для себя. Увлекся и вдруг замечаю, а детишки-то мои сползлись обратно, так вокруг меня полукругом расселись, смотрят, сами в краски уже лезут. В общем, родители остались довольны – детишки были заняты, уходить не хотели, все в краске, все как надо. Я же увидел, как эти детишки занимаются творчеством. Они не рисуют, они творят. У них нет "правильно-не правильно, получилось-не получилось". У них не голова, а чистая эмоция. Рисуют и тут же целую историю проговаривают. Они видят ее на этом листе. Помню, один малыш размазывал по листу синюю краску, буквально залил ею лист, и увлеченно водил ладошкой влево-вправо. Я наклоняюсь: "Молодец, какое небо нарисовал", а он возмущенно: "Это не небо, ты, что не видишь, это озеро". Я смотрю, точно ведь озеро, а он ладошкой волны гоняет. А потом он взял кисть, обмакнул в белую краску и со всему маху в центр лист БАМ – "А это гусь".
В каждом городе, где бывают Галина и Дмитрий, стараются не только поработать, организуя тренинги и выставки, но "поучиться", проводя благотворительные занятия с детьми. В Перми семья Тарасовых проводила курс для сотрудников, родителей и детей местного онкологического центра.
- На самом деле мы сделали программу для детского дома, - говорит Галина. – Но потом так получилось, что нас пригласили в онкологический центр. Честно говоря, было страшно, но мы решились. Первым делом, провели занятия для врачей. Ведь прежде чем работать с детьми, было важно, чтобы врачи поняли, что мы делаем и как мы делаем. К тому же для них это было очень полезно, работа ведь очень тяжелая.
- Дети там необычные, - вступает в беседу Дмитрий. – Нигде больше таких детских глаз не видел, они не на тебя смотрят, а как бы в тебя. Зато, с каким удовольствием занимались. Бывали случаи, когда детишки приходили прямиком из реанимации, головка кружится, но уходить отказывается, рисует. И приятно было наблюдать, как с течением времени из рисунков уходили черные мрачные краски и они становились все ярче, светлее.
В Санкт-Петербурге Тарасовы устраивали занятия для детей из детского дома № 47. К сожалению, именно этот детский дом решили расформировать. Летом ребятишек увезли на дачу, а в следующем году они уже не вернуться "домой", а окажутся в двух разных детских домах.
- Но мы надеемся, что удастся договориться с директорами этих домов и продолжить занятия, ведь дети нас ждут, - говорит Дмитрий и смеется. – Хотя для персонала, конечно, наши занятия – это шок. Мы с ними предварительную беседу специально проводили, всю комнату пленкой затянули. Ведь мы же не учим "как надо", мы просто рисуем – кистями, руками, хоть носами. Бумага в краске, дети в краске, все вокруг в краске – зато какое удовольствие!
Именно в Санкт-Петербурге Тарасовы мечтают открыть Дом творчества. Место, где можно было бы проводить не только тренинги, но и выставки работ, куда могли бы приходить непрофессиональные художники за советом и общением, где могли бы раскрывать свои творческие способности целые семьи.
- Сейчас мы можем проводить курсы только для взрослых, - говорит Галина. – Для детей требуются особые условия. Но еще лучше, когда учиться приходит семья – взрослые и дети вместе. Совместное творчество – это лучший способ понять друг друга. В Петербурге у нас замечательные помощники, хорошая команда, и мы надеемся, что все получится, мы найдем поддержку, может быть меценатов, которые помогут нам сделать настоящий дом народного творчества.

© СЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ ТАРАСОВЫХ 2010
artway@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz